Наверняка многие из вас сталкивались с известной игроманам проблемой - низкий показатель FPS (кадр./с) в любимом или свежевышедшем 3D-приложении

Связано это зачастую с тем, что установленный в системе видеоадаптер уже не справляется с нагрузкой. Но для того, чтобы нарастить вычислительную мощность в трехмерных программах, необязательно сразу бежать в магазин за новой видеокартой. Порой достаточно просто увеличить тактовую частоту ядра и памяти на имеющейся. Мы решили поделиться с вами мыслями о том, как правильно это сделать.

Компьютерные энтузиасты и оверклокеры занимаются разгоном видеокарты (да и всех комплектующих вообще) не только в случаях, когда прежней мощности становится недостаточно. Чаще всего они делают это сразу после приобретения нового адаптера, отчасти ради спортивного интереса, а иногда — с претензией на мировой рекорд. Как известно, при этом не пренебрегают даже жидким азотом. Но подобными ухищрениями мы пользоваться не станем, вместо этого расскажем, как в домашних условиях довольно просто увеличить производительность графической подсистемы, используя лишь подручные и программные средства.

Для начала — немного теории. Две основные характеристики, которые пользователь может регулировать самостоятельно, — это тактовые частоты ядра и памяти (в современных видеокартах Nvidia есть еще и частота шейдерного блока, но она напрямую связана с частотными характеристиками ядра и настраивать ее отдельно едва ли возможно). Конечно же, есть показатели, которые в большей степени способны влиять на скорость работы вашего адаптера, например, ширина шины памяти (битность), количество вычислительных блоков ядра и др. Но, как вы понимаете, изменить данные характеристики не представляется возможным — зачастую их можно лишь принять как данность.

Однако в некоторых случаях, особенно применительно к графическим продуктам AMD (потомкам ATI), существует возможность задействовать дополнительные вычислительные блоки, которые изначально производителем заблокированы. Сделать это можно путем перепрошивки BIOS видеоплаты или некоторых программных манипуляций. Подобные подарки приходят из Кремниевой долины крайне редко, и их наличие или отсутствие зависит от конкретной партии устройств, модели и т. п.  Рассматривать подобные случаи в данном материале мы не станем в силу их определенной специфики.

Как и при разгоне центрального процессора, высокая частота покоряется тем, кто не боится повышать напряжения на ядре и микросхемах памяти (не стоит забывать, что при их увеличении растет нагрузка на подсистему питания, которую необходимо должным образом охлаждать). Сегодня производители видеокарт в некоторых случаях комплектуют свои продукты специальным ПО, которое позволяет регулировать вольтаж в режиме реального времени. Однако представить себе подобное еще каких-нибудь пять лет назад было практически невозможно. Матерым оверклокерам приходилось использовать паяльники, мультиметры и прочую аппаратуру, чтобы выжать дополнительные мегагерцы из видеокарты. Еще одним способом был так называемый карандашный вольтмод. Корифеи жанра точно помнят, что это такое. Паять в этом случае ничего не требовалось. Были необходимы лишь карандаш и острый предмет с тоненьким лезвием или жалом. С помощью последнего прорезалась узенькая дорожка между двумя элементами на видеоплате, а карандаш был необходим для заполнения канавки: от количества и плотности нанесенного графита зависело увеличение подаваемого на ядро и память напряжения, а контроль осуществлялся только с помощью мультиметра. Этот способ работал, автор данного материала лично испытал возможности такого незамысловатого способа оверклокинга видеокарты. После «карандашной» процедуры оставалось лишь повысить тактовую частоту программным способом. И вот здесь мы вновь вернулись к теме, с которой начинали разговор.

Так как пользователю доступно лишь два контролируемых показателя (напомним, что это тактовые частоты ядра и памяти), то и работать предстоит именно с ними. Чтобы увеличить вычислительную мощность графического адаптера, два этих параметра нужно повышать. Совершенно справедливо рождаются два вопроса: до какого предела это стоит делать и каким образом?

Для начала нужно определиться с выбором программы, с помощью которой удобно заниматься оверклокингом. На сегодняшний день таковых немало, например, Riva Tuner, ATI Tray Tools, MSI Afterburner. Даже в пакете графических драйверов обязательно присутствует вкладка с функциями разгона видеокарты (проблема лишь в доступном там частотном диапазоне: как правило, в утилитах Catalyst и Forceware он невелик). Стоит отметить, что потенциал адаптера, само собой, не зависит от выбранного приложения. Теперь несколько слов о предельном значении частоты. Выявляется оно исключительно опытным путем, с помощью трехмерного софта, в качестве которого советуем использовать мощные игровые приложения, а также тестовые пакеты Futuremark 3DMark. Лучше всего использовать комплексную нагрузку, таким образом точно удастся избежать сбоев в работе реальной системы. Увеличивать значения тактовой частоты (двигать ползунок) необходимо небольшими шагами по 25–50 МГц.

А память, как правило, более лояльна к оверклокингу. Тем не менее стоит помнить, что максимум вычислительной производительности способна дать именно комбинация «ядро плюс память», поэтому старайтесь найти оптимальное значение для обоих параметров. Определить частотный предел несложно, о нем будут свидетельствовать такие сбои в работе, как артефакты (точки, полосы и искажения на экране), «вылеты» приложений, зависание системы и BSOD (Blue Screen of Death).

При повышении тактовой частоты, не говоря уже об увеличении вольтажа, возрастает и тепловыделение, особенно когда речь заходит о топовых видеокартах. Поэтому позаботьтесь о дополнительном охлаждении (иногда достаточно просто увеличить скорость работы штатного вентилятора или турбины: с этой задачей прекрасно справляются оверклокерские утилиты, а также приложения к драйверам видеокарты, например, Catalyst Control Center).

Пришло время перейти к практике. Необходимо понять, есть ли толк от оверклокинга, а главное — как сильно он может помочь в случае, когда любимая игра «тормозит» даже на невысоких графических настройках. Для этого мы выбрали комплект популярных игровых приложений (настройки подобраны таким образом, чтобы максимально нагрузить адаптер, заставив его продемонстрировать не самую комфортную производительность), а также доступную, но по-прежнему мощную графическую карту Gigabyte Radeon HD 5830. Она была «воткнута» в материнскую плату MSI P67A-C45В, на которой установлен центральный процессор Intel Core-i5 2500K. Для разгона использовалась программа MSI Afterburner.

Как видно из итоговых диаграмм, потенциал видеокарты оказался не самым выдающимся. Но не стоит забывать, что это был практический эксперимент. Таким образом, мы попытались дать ответ на вопрос: разгонять или нет? Номинальные значения тактовой частоты ядра и памяти удалось поднять на 100 МГц в обоих случаях (стабильная работа системы на более высоких значениях не зафиксирована). Но даже такие несложные манипуляции помогли увеличить производительность видеоподсистемы как минимум на 10% (температура чипа при этом выросла несущественно, учитывая, что обороты вентиляторов мы не повышали).

Читать полностью: http://www.km.ru/science-tech/2012/08/2 … it-vychisl